МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ «ЦЕНТР-911/112»

 

В Харькове обсудили последствия разведки и добычи сланцевого газа компанией "Shell"

12 февраля, в Харькове состоялся круглый стол на тему "Сланцевый газ как вызов для территориальной общины Слобожанщины".



UKR  RUS

 

12 февраля, в Харькове состоялся круглый стол на тему "Сланцевый газ как вызов для территориальной общины Слобожанщины". 

 

Запад инициировал Общественное движение "Украинский выбор" в рамках проекта "Украинская Федерация" совместно с общественно-политическим дискуссионным клубом южный "Восток". 

В работе круглого стола приняли участие известные эксперты, общественные деятели, среди которых представители ХООО "Оплот", "Зеленый фронт", "Народная инициатива", МНГО "Академии УСП", МОО Международной Ассоциации "Центр 911/112", ВОО "К чистым источников "и других, а также политологи, социологи, представители СМИ, юристы

Овсянников П.В.  и Мезенцев Л.И.

Участники круглого стола обсудили ряд вопросов, связанных с решением харьковских властей позволить компании "Shell" разведку и добычу газа из сланцевых пород, так называемого "сланцевого газа". Среди них: почему решение было принято без учета мнения территориальной общины Харькова и области; является ли добыча сланцевого газа экологически безопасной


Участники круглого стола сформулировали резолюцию собрания, обсудили дальнейшие действия по отвлечения экологической катастрофы. 

 

Началось добычи сланцевого газа. Время, в отличие от европейских стран, было силовое продавливание решения, без учета мнения местных общин, их представительных органов, а также игнорирование предостережения ученых-экологов и подавляющего большинства природоохранных общественных организаций.

Овсянников П. В. выступил с докладом по этому вопросу - деятельность "Shell" на территории Украины с лета 2012

По мнению экспертов, экологические риски от добычи сланцевого газа с использованием технологии гидроразрыва (hydrofracking) являются значительными в близкой и угрожающими - в долгосрочной перспективе. 

 

А также  Овсянников П. В. выступил с докладом по этому вопросу - деятельность "Shell" на территории Украины с лета 2012 

 

Технология гидроразрыва предусматривает создание системы скважин (8-15 на 1 км 2 ). Сначала происходит вертикальное бурение, далее скважину бурят согласно наклона пласта. После окончания в скважину под огромным давлением (до 1500 атм.) Закачивают технологический раствор - смесь воды, песка и химических веществ, что приводит гидроразрыв (образование большого количества трещин) пласта и высвобождение газа.

После снижения давления большая часть воды из образовавшихся трещин поднимается на поверхность, а песок, не давая трещин закрываться, обеспечивает утечка газа. Как показывает практика, в зоне гидроразрыва остается 10-20% первоначального объема технологических растворов.

 

Основными экологическими угрозами и недостатками разведки и добычи сланцевого газа являются:

 

1. Значительное нарушение поверхности, потеря природных ландшафтов, изъятие больших земельных площадей с риском необратимой потере плодородных почв.

2. Изъятие значительных объемов воды (от 5 до 20 тыс. м3 на одну скважину), которой в Украине сейчас не хватает даже для питьевых нужд. На Олеский площади планируемого добычи сейчас расположены основные водозаборы для коммунального водоснабжения всех городов северной части Львовской области, включая города Львова. Есть угроза потери стратегических запасов подземных вод Харьковской и Донецкой областей в пределах Юзовской площади, а также возможного загрязнения реки Северский Донец.

3. Применение технологии гидроразрыва с использованием химических веществ, опасных для окружающей среды, может привести к загрязнению водоносных горизонтов и потери подземных питьевых источников. Очевидны технологические проблемы хранения и очистки сотен тысяч тонн загрязненных вод при отсутствии предприятий, которые могут обезвреживать такие отходы.В Украине не разработан экологические нормативы для части химических веществ, применяемых в процессе бурения, испытания и эксплуатации скважин, и скрывается информация о том, какие именно химические вещества будут использованы.

4. Существует большая вероятность возникновения деформаций поверхности, повышение сейсмострушуваности (так называемые техногенные землетрясения). Как показывают исследования украинских геологов, геологическую среду планируемых для добычи площадей имеет значительное количество разломов, оно техногенно нарушено угольными шахтами и нефтегазовыми скважинами.Поэтому применение гидроразрыва в таких условиях может привести к неконтролируемому распространению технологических жидкостей и газов в геологической среде.

5. Границы Олесской и Юзовской площадей накладываются на объекты природно-заповедного фонда, где обнаружены редкие виды флоры и фауны, занесенные не только в Красную книгу Украины, но и Европейским списков. Ценные рекреационные территории имеют мощный оздоровительный потенциал, здесь также месторождения целебных минеральных вод


Следует отметить, что на территориях, запланированных для разработки сланцевого газа, плотность населенных пунктов является чрезвычайно высокой. На Юзовской площади живет почти 2,9 млн. человек, непосредственно на газодобывающих территориях - более 714 тыс. человек. Населенность Олесской площади превышает 2,3 млн. человек, непосредственно в зоне добычи живет около 750 тыс. человек


Сомнительными являются и экономические выгоды для нашего государства от добычи сланцевого газа. Украинские чиновники аргументируют необходимость разработки месторождений стремлением избавиться от энергетической зависимости. Но сознательно умалчивают, что значительно больший потенциал для достижения энергетической независимости Украины сосредоточено в энергосбережении и повышении энергоэффективности экономики. Сегодня в Украине на производство одной единицы ВВП тратится энергоносителей в 4-5 раз больше, чем в европейских странах. Сокращение расходов энергии только в коммунальной сфере и промышленности может привести к уменьшению потребления газа на 30-40%. Кроме того, Украина может использовать газ метан, прогнозные запасы которого составляют 5-10 трлн м3, одновременно значительное количество его выбрасывается в атмосферу и приводит процесс глобального потепления. Украина также имеет значительные не разработаны залежи природного газа, залегающего на больших глубинах. И, наконец, государству необходимо стимулировать развитие возобновляемой энергетики, в частности солнечной, ветровой и биоэнергетики.

Процедуры, технологии добычи и специальные требования относительно сланцевого газа не регламентируются правовыми нормами. Зато активно лоббируются новации в законодательстве, которые упрощают процедуру отвода земельных участков для добычи полезных ископаемых, ликвидирован процедуру государственной экологической экспертизы, ограничено участие общественности в принятии экологически значимых решений, сокращаются полномочия местных органов власти.

 

За последние месяцы произошли события, которые демонстрируют силовые подходы правительственных структур по информированию граждан Украины о планируемом добычи и привлечения общественности к принятию экологически значимых решений. В августе 2012 года министр экологии и природных ресурсов Украины незаконно ликвидировал Общественный совет всеукраинских природоохранных организаций, которая выразила свое негативное отношение к добыче сланцевого газа в Украине. Очень быстро по приказу министра была создана другую "конструктивную к министерству" общественный совет, которая послушно решила поддержать действия правительства и Минприроды по увеличению добычи нетрадиционного газа и заключения соглашений о разделе продукции. Теперь в планах министерства - ликвидация Орхусской информационно-тренингового центра, созданного во исполнение международных обязательств Украины, в частности Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Оргуская конвенция). Эти примеры подтверждают, что принятие решения о начале добычи сланцевого газа в Украине происходит не демократично, с ограничением в правах общественных организаций, без основательных научных исследований и информирования об экологических рисках для окружающей среды.

Вариант конечного документа (по круглому столу):

1. Начать национальную кампанию "Нет добыче сланцевого газа в Украине!".

2. Обратиться к правительству и Верховной Раде Украины с требованием объявить мораторий и не позволять разведку и добычу сланцевого газа на территории Украины.

3. Обязать правительство и Верховную Раду Украины:

- Обеспечить проведение полного комплекса научных исследований относительно возможных рисков и негативных последствий добычи сланцевого газа;

- Принять действенные нормативно-правовые акты относительно стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности всех секторов экономики;

- Стимулировать развитие украинской энергетики в направлении поддержки возобновляемой энергетики, в частности солнечной, ветровой, биоэнергетики, использования шахтного метана.

4. Требовать от Кабинета Министров Украины обнародование текста соглашений с компаниями "Chevron" и "Shell" о разделе продукции на добычу углеводородов на Олеский и Юзовской площадях.

5. Призвать все общественные организации активизировать информационную работу с местными общинами, органами местного самоуправления, СМИ с целью разъяснения негативных последствий добычи сланцевого газа в Украине.

6. Обратиться с предложением координации усилий к лидерам мировых и европейских протестных кампаний, в частности всемирной акции "Global Frackdown"

 

ФОТО 



Создан 15 фев 2013



 
Сайт Президента України Cайт Верховної Ради України Урядовий портал України Рада нацiональної безпеки і оборони Міністерство з надзвичайних ситуацій Міністерство внутрішніх справ України Урядовый сайт для юних громадян Громадянське суспільство і влада Антикорупційний портал України Яндекс цитирования